СОЛОНЕВИЧ Иван Лукьянович


СОЛОНЕВИЧ Иван Лукьянович
(14(26). 11.1891, с. Рудники Пружанского у. Гродненской губ. - 24.04.1953, Буэнос-Айрес)
   политический мыслитель, философ, писатель. Окончил юридический ф-т Петроградского ун-та (1916). Сотрудничал в правой печати. В годы Гражданской войны примкнул к Белому движению. Оказавшись за рубежом, издавал в Софии газ. "Голос России". После ее закрытия болгарскими властями (1938) переехал в Германию, где основал "Нашу газету", к-рая была закрыта в 1941 г. В 30-е гг. С. пережил увлечение фашизмом, в к-ром усматривал возрождающуюся национальную государственность, подлинную народную демократию, противостоящую фальшивой "демократии" Запада, за фасадом к-рой скрывается реальная власть финансовой олигархии. Антирус. политика Гитлера сделала его противником фашизма. После войны он переехал в Аргентину, где начал выпускать еженедельную рус. монархическую газ. "Наша страна". Главный теоретический труд С. - кн. "Народная монархия", в к-рой в систематической форме излагается концепция философии рус. истории. Он исходит в ней из безусловной индивидуальности народов и их исторических судеб. Не существует, считает он, обязательных для всех законов истории, а следовательно, любые рецепты и доктрины, основанные на чужом опыте, бесполезны и даже вредны. Всякая разумная программа должна быть адресована данному конкретному народу и иметь в виду именно этот народ, а не абстрактные образования, выводимые из неких "всеобщих" свойств человека. Реализуя свое национальное "я", каждый народ стремится создать свою культуру, государственность и, наконец, империю как высшую форму его самореализации. Имперское призвание исключительно ярко и полно выразилось в исторической жизни рус. народа. Основой государственного строительства России была рус. национальная идея. Однако в процессе развития эта идея перерастала сугубо племенные рамки и, сохраняя свой специфический рус. облик, становилась одновременно сверхнациональной. Рус. народ, с т. зр. С, единственный в мире построил такую государственность, в рамках к-рой все племена и народы чувствовали себя наравне с "имперской нацией": если хорошо, то хорошо всем, если плохо - то также всем одинаково. Следуя за Достоевским и В. С. Соловьевым, он усматривал в этом осн. черту рус. менталитета и рус. государственности - их своеобразный универсализм, все-человечность", "вселенскость". Наиболее полное и цветущее выражение органического развития рус. государства он, как и славянофилы, видел в Московской Руси, к-рой, по его мнению, были свойственны гармоничность, сбалансированность всех элементов народной жизни, а также своеобразный демократизм - в смысле реальной связи власти с низовыми слоями народа. Здесь был создан строй, к-рый С. определял как соединение самодержавия и самоуправления, несовместимое с западноевропейской т. зр., не было принципа разделения властей, а доминировали общегосударственные, общенациональные цели и соображения. Москва, считал он, опередила Зап. Европу и по юридическому закреплению личной неприкосновенности ("Судебник" 1550 г.), и по созданию всесословного самоуправления. Резкий перелом к худшему в развитии рус. государственности, по мнению С, произошел с воцарением Петра I. Признавая за ним яркую индивидуальность, он крайне отрицательно оценивает его деятельность как начало подспудного завоевания России Западом, нарушившего естественность и органичность ее развития. Орудием зап. влияния стало дворянство, а затем генетически тесно связанная с дворянской культурой интеллигенция. С этого времени интересы и духовный мир верхнего класса рус. об-ва и народа резко расходятся. Устанавливается политическая и социальная диктатура дворянства, самоуправление и самодержавие фактически ликвидируются. Одновременно в интересах дворянства осуществляется закрепощение крестьян. Самый страшный результат петровской "европеизации", по С, состоял в утрате рус. народом своего интеллектуального слоя, оформившегося в виде оторванной от масс интеллигенции. При этом С. не делал особой разницы между "революционерами" и "ретроградами", не видевшими иных целей, кроме сохранения своих привилегий. Свержение монархии С. рассматривал как общенациональную трагедию, смысл к-рой не был сразу понят народом, опьяненным внезапным переходом к внешней "свободе". В объяснении причин поворотов рус. истории, обрушивших процветающую страну в пучину катастроф, С. не был последователен. Он то видел в этих поворотах действие иррациональных стихий истории, то пытался понять их рационально и вывести из конкретного стечения обстоятельств (так, по С, народ мирился с петровским царствованием потому, что хорошо помнил еще большие тяготы Смутного времени). Историческим выходом для России, ставшей коммунистической, С. считал возвращение к национальной по духу и народной по социальному содержанию монархии. При этом, подчеркивал он, речь должна идти о восстановлении целой системы учреждений - от всероссийского престола до сельского схода. В этой системе царю принадлежала бы "сила власти", а народу - "сила мнения". По С, главный урок государственного строительства, к-рый можно извлечь из ошибок прошлого, состоит в том, чтобы не допустить появления какого-то самостоятельного слоя, являющегося посредником между властью и народом.
   С о ч.: Народная монархия. М., 1991; М., 2003; Белая империя. М., 1997.
   А. Л. Андреев

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Смотреть что такое "СОЛОНЕВИЧ Иван Лукьянович" в других словарях:

  • СОЛОНЕВИЧ Иван Лукьянович — (1891 1953) русский политический мыслитель. В годы гражданской войны участвовал в белом движении. Ок. 1930 был заключен в концлагерь, но вскоре бежал за границу. В эмиграции издавал в Софии газету Голос России (закрыта в 1938), в Берлине Нашу… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Солоневич, Иван Лукьянович — У этого термина существуют и другие значения, см. Солоневич. Иван Лукьянович Солоневич Иванъ Лукьяновичъ Солоневичъ …   Википедия

  • Солоневич Иван Лукьянович — (1891 1953), политический мыслитель. В годы Гражданской войны участвовал в Белом движении. В 20 х гг. жил в России, около 1930 был заключён в концлагерь, но вскоре бежал за границу. Издавал русские газеты в Софии (до 1938), Берлине (до 1941);… …   Энциклопедический словарь

  • Солоневич, Иван Лукьянович — [14(26)11.1891 24.04.1953] историк, социолог, публицист, видный представитель монархического идейного крыла рус. эмиграции. Род. в с. Рудники Пружанского уезда Гродненской губ. Окончил в 1916 юрид. ф т Петрогр. ун та. Работал в ж. "Новое… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Солоневич Иван Лукьянович — …   Википедия

  • СОЛОНЕВИЧ Иван Лукьянович — (14(26).11.1891, с. Рудники Пружанского у. Гродненской губ. 24.04.1953, Буэнос Айрес) политический мыслитель, философ, писатель. Окончил юридический ф т Петроградского ун та (1916). Сотрудничал в правой печати. В годы гражданской войны примкнул к …   Русская философия: словарь

  • Солоневич, Борис Лукьянович — Борис Лукьянович Солоневич Дата рождения: 2 (15) февраля 1898(1898 02 15) Место рождения: Гродненская губерния, Российская империя Дата смерти: 24 февраля 1989 …   Википедия

  • Иван Лукьянович Солоневич — Иванъ Лукьяновичъ Солоневичъ И. Л. Солоневич Дата рождения: 1 (13) ноября 1891 Место рождения …   Википедия

  • Солоневич, Иван — Лукьянович (1891 1953) русский политический мыслитель. В годы гражданской войны участвовал в белом движении. Ок. 1930 был заключен в концлагерь, но вскоре бежал за границу. В эмиграции издавал в Софии газету «Голос России» (закрыта в 1938), в… …   Политология. Словарь.

  • Иван Солоневич — Иван Лукьянович Солоневич Иванъ Лукьяновичъ Солоневичъ И. Л. Солоневич Дата рождения: 1 (13) ноября 1891 Место рождения …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.